Работать только на имидж, не занимаясь реальными делами.
Когда мы говорим о том, какую роль играют социальные сети в современной политической жизни, подразумеваем два аспекта. Первый — это гражданский. Соцсети стали эффективным средством организации общественных движений, акций протеста и даже революций. Помимо этого, в последние годы социально-сетевое пространство часто используется политически активными пользователями для продвижения открытых писем, обращений, петиций.
Второй аспект — имиджевый. Странички в наиболее раскрученных соцсетях выступают неотъемлемым атрибутом любого уважающего себя политика, который хочет идти в ногу со временем. Но здесь есть и позитивные, и негативные стороны. Позитив: имидж современного человека, непосредственное общение с людьми, возможность оперативно информировать целевую аудиторию о своем отношении к тем или иным политическим событиям, а также наблюдать за общественными реакциями в комментариях.
Негативные стороны, прежде всего, заключаются в том, что необходимость отвечать на большой поток сообщений требует от политика порой запредельного количества времени и высокого уровня психологического напряжения. Впрочем, в данном случае можно избрать легкий путь: доверить управление аккаунтами своей пресс-службе или пиар-технологам. Но это постепенно становится признаком дурного тона.
Есть в социальных сетях и типичные модели поведения политиков-юзеров. Таковых три: «сухой бюрократ», «непринужденный коммуникатор» и гибридный тип.
«Сухой бюрократ» размещает, как правило, только официальную информацию, связанную с его политической деятельностью, избегая оборотов свободной речи (в основном, именно такие странички ведут пресс-службы и пиар-технологи).
«Непринужденный коммуникатор» пишет фривольно и эмоционально, неограниченно допускает политическую отсебятину. Он делает ссылки на статьи журналистов и разнообразные видео, шутит и выкладывает фотографии из своей личной жизни.
Представители действующей украинской власти, по вполне понятным причинам, выбирают, как правило, модель «сухого бюрократа». Отечественные оппозиционеры стремятся быть «непринужденными коммуникаторами», но все-таки им ближе гибридный тип. Для украинских сил сопротивления социальные сети особенно важны по той причине, что основной контингент интернет-пользователей — это молодежь и средний класс. То есть те, кому свойственно поддерживать демократическую оппозицию.
Посмотрим, как ведет себя оппозиция в соцсетях на примерах Яценюка, Кличко, Гриценко и Тягныбока. Рассмотрим их деятельность в Facebook и Twitter как двух самых популярных среди украинских политиков социальные сетях.
Яценюк
Арсения Петровича можно зачислить в список тех украинских политиков, кто ближе всего находится к модели «непринужденного коммуникатора». У себя в Facebook он легок, весел, остроумен. Выкладывает семейные фотографии, то есть «держится корней».
Одна из последних типичных записей:
«Отримав десятки запитів від абітурієнтів щодо проблем з ЗНО по біологіі. Зараз підпишу звернення до Уряду вилучити неправильне завдання і не враховувати його підсумково. Барани в зоологіі і є барани».
А вот с Twitter-аккаунтом у Яценюка не совсем ясно. То ли он его ведет, то ли пресс-служба, то ли это вообще симулякр какой-то.
Кличко
Виталий — типичный деятель, который строго идет по пути гибридного типа поведения политика в социальных сетях. То сам напишет, то пресс-служба за него что-нибудь объявит:
Одна из последних типичных записей:
«Повертаюсь з Прикарпаття, де провів 3 дні у зустрічах з людьми. Стільки вражень і емоцій! Зворушений тим, як мене приймали. В кожному місті — по кілька тисяч людей на площі, запитання, зауваження, побажання. Після Франківщини в мене ціла колекція вишиванок та іменний гуцульський черес (пояс).:)) Дякую всім, хто прийшов на зустрічі!»
А вот еще:
«Друзі! 17 червня о 17:00 у київському Євромістечку Віталій Кличко презентуватиме діяльність благодійної організації Фонд братів Кличків. Усіх, кому цікаво, запрошуємо до павільйону фонду у Євромістечко під Аркою Дружби народів. Прес-служба»
Гриценко
Гриценко очень долго не регистрировался в наиболее раскрученных соцсетях. Но потом, судя по всему, кто-то его окончательно убедил, что завести себе страницу, как минимум, в Facebook необходимо. Потому что нельзя игнорировать интернет-сообщество, которое вроде бы как в большинстве своем против власти. Надо отметить, что Гриценко в Facebook практически всегда онлайн. Он тоже, как и Яценюк, выкладывает семейные фотографии, следовательно, «держится корней». Помимо этого, он любит хвастаться тем, что на него обращают внимание медиа.
Одна из последних типичных записей:
«Дав розгорнуте, аж на 15 сторінок, інтерв‘ю російському журналісту Петру Бологову. Про все:)
Вихідні будуть довгими, тож коли стомитеся відпочивати, почитайте. Перед виборами, звіримо наші з Вами годинники, з ключових питань?»
Twitter Гриценко, как правило, использует в очень сухом информативном стиле.
Тягныбок
Тягныбок использует Twitter в том же духе, что и Гриценко, по сути. А вот в Facebook украинский националист чересчур любит размещать фотографии со своих агитационных поездок в регионы. Часто Тягныбок использует Facebook как площадку для детальных объявлений, связанных с его политической деятельностью.
Одна из последних типичных записей:
«Завтра буду у Дніпропетровську.
12:00 — зустріч із журналістами під час прес-конференції в ІА „Днепр Пост“.
15:00 — зустріч з громадськістю Дніпропетровська в Будинку Архітектора, вул. Карла Лібкнехта, 1.
19:30 — програма-інтерв'ю в ефірі „11 телеканалу“.
Приєднуйтеся!»
Что подсчитал Watcher
Украинское интернет-издание Watcher пишет, что за последние полгода в рейтинге страниц украинских политиков в Facebook произошли значительные изменения. Если раньше более популярными были оппозиционеры, то сейчас они сдают свои позиции в пользу представителей власти. А первые пять мест сейчас выглядят так:
1. Сергей Тигипко;
2. Юлия Тимошенко;
3. Наталья Королевская;
4. Николай Азаров;
5. Леся Оробец.
Как подчеркивает Watcher, 7-8 месяцев — это минимальный временной отрезок, на протяжении которого можно развернуть полноценную кампанию в Facebook.
Будьте бдительны
Что бы там украинские оппозиционеры или власть имущие не писали в социальных сетях, нужно помнить, что какими бы человечными и непринужденными политики не пытались нам казаться — все это имиджевые маски. Политики обязаны манипулировать сознанием избирателей, заставляя доверять, сопереживать, а в итоге поддерживать на выборах.
Работать только на имидж, не занимаясь реальными делами, — это одна из главных особенностей наших политиков. И, к сожалению, многие избиратели готовы проголосовать за того или иного кандидата только потому, что его телевизионный или интернет-образ вызывает симпатию. Вот только обвинять тогда в неоправданных ожиданиях, в первую очередь, нужно не политиков-искусителей, а себя и свое легкомыслие.