Внешэкономбанк (ВЭБ) начинает первый проект в области транспортного строительства за пределами России. Госкорпорация может стать ключевым инвестором строительства в Киеве новой ветки метрополитена, которая свяжет жилой массив Выгуровщина-Троещина на левом берегу Днепра с центром города. Об этом сообщает российское издание «Коммерсант FM». Проект стоимостью $1,5 млрд предполагает строительство 12 новых станций, сооружением которых займется генподрядчик из России. ВЭБ уже ведет переговоры со структурами совладельца «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева и бывшего главы совета директоров петербургского «Вагонмаша» Сергея Кияшко.
Что же это значит для украинских метростроителей братская помощь России? А только то, что российские компании и российские специалисты получат работу и неплохую заработную плату, в то время как украинские специалисты останутся без работы и средств существования.
О том, что структуры ВЭБа могут профинансировать строительство киевского метро, сообщила на прошлой неделе на своем сайте администрация города Киева.
В пресс-службе ВЭБа сообщили изданию, что ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», дочернее общество госкорпорации, «выиграло конкурс, организованный городом Киев, на услуги инвестиционного консультирования по формированию проекта строительства четвертой линии метро г. Киев на условиях ГЧП (государственно-частное партнерство)». Сообщить детали представитель ВЭБа отказался. Однако изданию удалось выяснить подробности проекта.
Общая стоимость проекта оценивается в $1,5 млрд, рассказал изданию источник, знакомый с его деталями. «Речь идет о строительстве 12 новых станций киевского метрополитена. Новая ветка пойдет с правого берега Днепра на левый, с которым сейчас нет достаточного сообщения. При этом нам придется достраивать мост. В перспективе эта ветка метро будет достроена до аэропорта Жуляны», — рассказал он, уточнив, что руководство города поставило задачу выйти на левый берег к 2015 году.
Ключевым инвестором строительства новой ветки может стать ВЭБ, который рассчитывает привлечь в этот проект Проминвестбанк, свою украинскую «дочку». Однако источники издания, близкие к ВЭБу, не исключают, что часть средств может привлечь и генподрядчик как соинвестор проекта. Создавать консорциум инвесторов будет другая «дочка» госкорпорации — «ВЭБ Капитал». В переговорах с украинской стороной лично участвовали председатель ВЭБа Владимир Дмитриев и глава «ВЭБ Капитала» Юрий Кудимов. Источник издания, близкий к ВЭБу, сообщил, что 3 сентября в ходе их встречи с главой администрации Киева Александром Поповым в целом обсудили проект. «Дмитриев позитивно высказался относительно перспектив вхождения ВЭБа в этот проект».
Строить новую ветку киевского метро будет генподрядчик из России.
«Украинская сторона знает об этом нашем пожелании и относится к нему с пониманием. Переговоры на этот счет уже ведутся, но назвать кандидатуры на роль генподрядчика источник отказался.
По информации же издания, стать генподрядчиками проекта в Киеве готовы структуры, связанные с совладельцем «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева и бывшего главы совета директоров петербургского ЗАО «Вагонмаш» Сергея Кияшко.
Источник, близкий к господину Кияшко, подтвердил изданию, что предложение строить ветку метро в Киеве действительно поступало. Он напоминает, что после кризиса 2008 года господин Кияшко пытался консолидировать пакет ОАО «Киевметрострой».
Главная же особенность схемы - подрядчик строит линию за собственные средства, а государство начинает платить ему только с момента ввода объекта в эксплуатацию. Но в этом случае инвестор фактически получает госгарантии. Сейчас в бюджете Киева на цели строительства метро заложено $100 млн в год.
Кроме того, часть инвестиций ВЭБ сможет вернуть за счет застройки территорий вокруг метро. Мировая практика показывает, что на таких проектах можно покрыть до 20% расходов на строительство объекта.
Насколько желание ВЭБа выйти на инфраструктурный рынок Киева носит долгосрочный характер, станет понятно после выборов в Верховную Раду, назначенных на октябрь, — считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.
«Перед выборами электорату необходимо пообещать крупные социально значимые проекты — такие как строительство метро. В таком проекте могли бы участвовать и западные банки, работающие в Украине, но на Западе сейчас рецессия, а с ВЭБом, вероятно, было проще договориться», — отмечает эксперт.